Тест подвесных лодочных моторов 15 л.с.

Сравнительный тест подвесных лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha призван выявить, какие есть достижения в оснастке и техническом плане может предложить класс 15-сильных моторов. Чем могут удивить главные герои этого „шоу лодочных моторов“ свою публику?

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

На первом этапе моторы должны проявить себя в спринте на разборно-надувной лодке Grand 360, длиной 3,60 м, весом почти 80 кг. Предмет оценки - ручное управление, румпельный привод и ручная система запуска. Второй этап: тест-драйв на лодке SBM 600, длиной 6,60 м, с каютой на 4 персоны позволит определить, способен ли мотор 15 л.с. на поездку на полном ходу. Само собой разумеется, что для лодки с каютой данной категории необходим мотор с дистанционным управлением и функцией управления по кабелю, а так же с однорукояточным управлением и электростартером. Приглашение на „кастинг“ на стоянку яхт Мюриц Марина (Müritz Marina), где лодки можно брать в прокат, купить, отремонтировать или просто прокатиться, получили следующие производители лодочных моторов: Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha. Голландский импортер Parsun подтвердил свое участие, но в условленное время он и носа не показал, и с тех пор мы не могли с ним связаться.

Итак, в нашем распоряжении оказались все без исключения 15-сильные двухцилиндровые четырехтактные моторы с расположенным сверху распределительным валом (SOHC).

При ознакомлении с таблицами обращайте внимание на то, что в тесте лодочные моторы с ручным управлением (правая колонка) Evinrude, Honda, Suzuki, Tohatsu и Yamaha имеют выносной топливный бак на 12 л, мотор Mercury - 25 л. 

Evinrude

Дистанционное управление 15 PL4

Ручное управление 15 R4

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,10

1100

60

10

0,16

75

76

7,5

0,15

733

63

20

0,12

100

78

10

0,24

458

69

25

0,11

109

79

13,2

0,35

314

76

34

0,14

86

79

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 3,4 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,6 с

 

Honda

Дистанционное управление BF 15 LRU

Ручное управление BF 15 SHU

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,10

1100

64

10

0,18

67

74

7,5

0,14

786

65

20

0,12

100

76

10

0,24

458

71

25

0,12

100

76

12,7

0,39

282

74

32,5

0,15

80

79

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 3,8 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,2 с

 

Mercury

Дистанционное управление F15 EL

Ручное управление F15 М

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,11

1000

60

10

0,23

109

79

7,5

0,14

786

64

20

0,13

192

81

10

0,21

524

69

25

0,12

208

83

13,1

0,36

306

77

33,5

0,15

167

89

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,4 с

*с ёмкостью бака 25 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,2 с

 

Если поискать другие сходства, то основными у всех моделей являются привод с позициями передач передняя-нейтральная-задняя (F-N-R), а также функция быстрой остановки с аварийным тросом. Понятно, что без функции быстрой остановки мотор не запустится, и что тросы и на них закрепленные штепсели могут утонуть - это всем известный риск. Плюсом относительно удобства эксплуатации и безопасности является переключение передач запускаемого вручную мотора Mercury.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

В моторах Mercury F15 переключение на переднюю, нейтральную, заднюю передачи осуществляется через ручную поворотную рукоятку газа на конце передней части румпеля, что отличается от тестируемых "конкурентов", где на или перед масляным картером для переключения передач устанавливается легко перемещающийся рычаг. Преимущества: переключение передач происходит принудительно и всегда при количестве оборотов холостого хода.  

Suzuki

Дистанционное управление DF15 AEL

Ручное управление DF 15 AS

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,06

1833

58

10

0,19

63

76

7,5

0,12

917

62

20

0,12

100

78

10

0,23

478

70

25

0,16

75

81

13,3

0,39

282

77

33,2

0,16

75

83

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,2 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 3,7 с

 

Tohatsu

Дистанционное управление MFS 15C EPL

Ручное управление MFS 15C S

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,14

786

61

10

0,19

63

73

7,5

0,21

524

66

20

0,12

100

75

10

0,26

423

70

25

0,11

109

77

13,3

0,37

297

76

33,1

0,15

80

78

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,0 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 3,7 с

 

Yamaha

Дистанционное управление F15 CEL

Ручное управление F15 CМHS

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

Скорость, км/ч

Расход, л/км

*Дальность пробега, км

**Уровень шума, дБ/А

5

0,15

734

61

10

0,19

63

76

7,5

0,18

611

63

20

0,15

80

78

10

0,23

478

70

25

0,16

75

83

13,1

0,26

306

77

31,9

0,18

67

88

*с ёмкостью бака 110 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 10 км/ч: 4,9 с

*с ёмкостью бака 12 л
** измерение на удалении 1 м от мотора
при разгоне от 0 до 25 км/ч: 4,3 с

 

Откидной румпель, который уменьшает габариты при транспортировке мотора, и ручная система запуска, которая из соображений безопасности срабатывает только при включенной нейтральной передаче и может быть демонтирована для аварийного запуска (необходимый для этого инструмент отсутствует только в моторах фирмы Yamaha), имеются во всех протестированных моторах с ручным управлением. Само собой разумеется, в моторах с дистанционным управлением, оснащенных электронным стартером, есть функция подзарядки аккумулятора, ручной стартер для этих целей необходимо дополнительно укомплектовать генератором. В моторах с ручным стартером подключение к комплекту кабелей лодки серийно устанавливается только в моторах фирмы Honda. Что более всего бросилось в глаза в ходе проведения этого теста, это система электронного впрыска бензина (EFI) в моторах фирмы Suzuki. Это первая система, которая не нуждается в дополнительном аккумуляторе, и поэтому устанавливается даже в моторах с ручным стартером DF 15. Между тем, для процесса приготовления горючей смеси тестируемые конкуренты делают ставку на традиционную схему с использованием карбюратора. Но это впечатляет не так, как система впрыска, в которой фирма Suzuki устанавливает довольно большой фильтр, в отличие от конкурентов, использующих одноразовые мини-фильтры.

Ручной стартер с системой впрыска

Мотор Suzuki с системой впрыска, с электростартером и дистанционным управлением, по цене занял второе место после Tohatsu. В сравнении цены моторов с ручным управлением, где Tohatsu снова оказался на первом месте, Suzuki занял лишь пятое место. Хорошенько раскошелиться придется покупателям моторов Yamaha, но зато они получат мотор с самым большим объемом цилиндров (362 см3). Кроме того, пользователи Yamaha не очень-то будут рады тому, что у них самый тяжелый (56 кг) из принявших участие в тесте моторов с ручным управлением. Немного попотеть придется парням из США, приобревшим мотор с дистанционным управлением Evinrude 15 PL4 с электростартером, чтобы донести до точки старта его 61 кг. Что касается однорукояточного переключения газа и редуктора, которые входят в комплект поставки моторов с электростартерами, то тут действует девиз "Возьми что проще".

Характеристики 4-х тактных лодочных моторов 15 л.с.

Марка мотора

Evinrude

Honda

Mercury

Suzuki

Tohatsu

Yamaha

Тип

15 R4 /
15 PL4

BF 15 SHU /
BF 15 LRU

F15 M /
F15 EL

DF 15 AS /
DF 15 AEL

MFS 15C S /
MFS 15C EPL

F 15 CMHS/
F 15 CEL

Конструкция

Четырехтактный мотор внутреннего сгорания SOHC

Цилиндр

2 в ряд

Диаметр х ход поршня, мм

61 х 60

59 х 64

61 х 60

60,4 х 57

61 х 60

63 х 58,1

Рабочий объем, см3

351

350

351

327

351

362

Мощность л.с./ кВт

15 / 11

15 / 11,2

15 / 11

15 / 11

15 / 11

15 / 11

Количество оборотов, об./мин

5000-6000

4500-5500

5000-6000

5000-6000

5400-6100

5000-6000

Устройство пуска

ручное / электропуск

Зажигание

электронное

Вид топлива

неэтилированный бензин

Тип топливной системы

карбюратор

карбюратор

карбюратор

система электронного впрыска

карбюратор

карбюратор

Ёмкость топливного бака, л

12

12

25

12

12

25

Сухой вес, кг

от 52

42 / 49,5

от 52

44 / 49

51,5 / 55

51,7 / 54,7

Снаряженный вес, кг

52 / 61

49 / 54

55 / 60

46 / 50

53 / 57

56 / 58

Охлаждение

вода / одноконтурная система

Генератор

Внешний
12 В /12 А

12 В / 6 A
12 В /12 A

12 В / 12 A
12 В / 12 A

12 В / 6 А
12 В /12 А

12 В /12 A

12 В / 10 A
12 В / 10 A

Рекомендуемая
высота транца, мм

381 / 508

433 / 563

381 / 508

381 / 508

381 / 508

381 / 508

Передаточное отношение

2,15:1

2,08:1

2,15:1

2,08:1

2,15:1

2,08:1

Переключение передач

вперед-назад-нейтраль F-R-N

Винт для теста

3 x 9 1/4" x 10"
3 x 9 1/4" x 9"

4 x 9 1/4" х 9"
4 x 10" х 6 1/2"

3 x 9 1/4" х 9"
3 x 9 1/4" x 9"

3 x 9 1/4" х10"
3 x 9 1/4" х 9"

3 x 9 1/4" х 10"
3 x 9 1/4" x 8"

3 x 9 1/4" х 9"
3 x 9 1/4" х 8"

Данные для моторов с электростартером / дистанционным управлением напечатаны жирным шрифтом.

 

Т.е., моторы, оснащенные замком зажигания, функцией быстрой остановки и дроссельным рычагом, гораздо проще монтируются и всегда легко управляются.

Если нужно изменить дифферент, который приведет лодку в лучшее плавающее положение, водителю необходимо сильнее нажать на рычаг. Прежде чем сместить болты дифферента (у моторов Evinrude, Mercury и Tohatsu для этого есть 6, у Suzuki и Honda 5, а у Yamaha 4 различные опции). Единственное исключение - это электростартер мотора Evinrude, который оснащен электро-гидравлическим откидывающим устройством и плавной установкой на мелководье, которые управляются нажатием соответствующей кнопки. Все другие тестируемые моторы ищут и находят установку на мелководье автоматически при регулировке высоты.

О том, как найти правильный дифферент для лодки и мотора, на что нужно обращать внимание при эксплуатации мотора, и как самостоятельно выполнить простейшее техобслуживание, можно прочесть в инструкциях по эксплуатации, исполненных с доступным к пониманию содержанием, чертежами и рисунками. Перечень неполадок подскажет водителю, что следует делать, если мотор функционирует не должным образом и система предупредительной сигнализации автоматически ограничивает количество оборотов. При отсутствии давления масла или охлаждающей жидкости, во всех испытуемых моторах это будет отображено оптически и / или акустически.

Попробуйте пронесите мотор под мышкой

Все производители серийно выпускают гребной винт и несущую пластмассовую емкость, которая, кстати, у мотора Mercury в два раза больше (251). Тоже касается и троса аварийного пуска, и анода протекторной защиты, которые защищают мотор от гальванической коррозии.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

У моделей с ручным стартером есть преимущество в том, что их можно устанавливать и демонтировать без особых забот при откручивании – закручивании болтов. Проблема только в том, что мотор весом в центнер просто так под мышкой не унесешь. Тут не помогут даже хорошо закругленные ручки.

На практике вся "шестерка" испытуемых в плане крепления показала себя с лучшей стороны. При правильной эксплуатации дросселя, моторы без проблем заводятся и в холодном состоянии (при первом пуске моторов Yamaha и Suzuki система впрыска управляется автоматически). А именно без надоедливого облака дыма.

Что касается плавности работы и ходовых качеств, то тут все испытуемые моторы достойны высшего балла. Т.е., они во всех ситуациях "ходят ровно", без вибраций и плавно отзываются на ручку газа.

Tо, что система впрыска у последнего испытуемого мотора Suzuki на тихом и полном ходу ведет себя несколько лучше, чем карбюраторные системы у его конкурентов, доказывает разгон с 0 до 25 км/ч за 3,7 секунды. Тоже действие у Evinrude занимает 4,6 секунд. Honda, единственный мотор среди испытуемых с четырехлопастным гребным винтом, в дуэли на спринтерской дистанции разделил второе место вместе с мотором Mercury, их результат 4,2 секунды.

И снова в конце списка стоит мотор Evinrude, но, если говорить о максимальной скорости, то он находится на верхней ступени пьедестала с показателем 34 км/ч. Второе место с результатом 33,5 км/ч досталось быстрому Mercury, за ним расположились Suzuki, Tohatsu, Honda и Yamaha, последний едва не опустился ниже планки в 31,9 км/ч. Еще одно важное наблюдение: лодка, при тестировании каждого из моторов, управлялась в этом диапазоне скорости легко и уверенно. Если заходя в крутой поворот "перебрать" со скоростью, винт тот час же выскочит из воды, что притормозит ход лодки. Обнаружены также и различия в расходе, они указаны во второй колонке таблиц. Если за основу взять крейсерскую скорость - 25 км/ч, наиболее экономными оказались моторы Evinrude и Tohatsu с показателем 0,11 л/км. А вот что удивило, так это то, что карбюраторные моторы Honda и Mercury обошли по этому показателю мотор Suzuki с его системой электронного впрыска, который наряду с мотором Yamaha проявили неслабый "аппетит" (0,16 л/км).

Экономия горючего на карбюраторном моторе? Так и есть!

А насколько дорогой может стать "пара капель топлива", однажды может выясниться при поездке на большое расстояние. В то время как моторы Evinrude и Tohatsu на одной заправке (121 л) пройдут 109 км, капитану Suzuki и Yamaha придется заправляться уже через 75 км. А вот мотор Mercury F15 M с серийно устанавливаемым 25-литровым баком, на одной заправке пройдет почти в два раза больше, чем экономичные Evinrude и Tohatsu (на баках по 12 л). То, что два мотора с почти одинаковыми конструкциями - Tohatsu и Mercury, выявили настолько разные показатели шумности 77 дБ/A и 83 дБ/A соответственно, объясняется тем, что инженеры Tohatsu устанавливают гребной винт с большим шагом, чтобы достигать скорости 25 км/ч при меньшем количестве оборотов. Следует отметить также, что моторы Mercury и Yamaha в данной категории (с румпелем) занимают последнее место и являются самыми шумными. Тихая Honda выявила показатель 76 дБ/A, но и этого не достаточно, чтобы получить кубок победителя. Мотор Suzuki и здесь уступил своему конкуренту Evinrude и с показателем 81 дБ/A разместился на 4 месте.

Сравнительный тест лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu, Yamaha

Каким потенциалом располагает система электронного впрыска, выявилось, когда мотор с ней установили на лодку SBM 600. Мотор-легковес (50 кг) разогнал почти 1000-килограммовый крейсер до самой высокой скорости (13,3 км/ч) среди всех испытуемых. Evinrude, Mercury и Tohatsu „допрыгнули“ до отметки 13-км/ч, а вот Honda и Yamaha (12,6 км/ч) остались позади. 61-килограммовый мотор в соревновании по достижении крейсерской скорости 10 км/ч на резиновой лодке оказался самым быстрым - 3,4 с.

В то время как Honda "шла по пятам" - 3,8 секунд, моторы Tohatsu, Suzuki, Mercury, а прежде всего Yamaha (4,9 с) были значительно медленнее.

Самые тихие (69 дБ/A) моторы с дистанционным управлением по результатам теста - Evinrude и Mercury, чего не скажешь о моторе Honda - самый шумный мотор.

Потеря скорости 3 км/ч подарит вашей лодке не только тишину и спокойствие, но и экономию определенного количества горючего. Так экономный хитрец Mercury (0,21 л/км) на разнице скорости между 13,1 и 10 км/ч позволит сэкономить 0,15 л/км. В пересчете на дальность пробега (524 км) - это плюс целых 218 км!!! Что касается мотора Tohatsu, последнего в списке по расходу (0,26 л/км) и дальности пробега (423 км), разница между крейсерской и максимальной скоростями меньше, но цифры говорят сами за себя (экономия - 0,11 л/км или плюс 126 км).

Остается упомянуть, что только 110-литровый бак лодки SBM 600 сможет воплотить в реальность впечатляющую дальность пробега.

Впрочем, на ходовые качества и показатели маневренности емкость бака никак не влияет. Важно также чтобы выдерживалась стабильность курса (особенно в узких участках водоемов), чем могут похвастаться все протестированные на лодке SBM моторы. При маневрировании в порту мотор Honda с четырехлопастным винтом выявил небольшие преимущества. Этот мотор быстрее всех останавливает лодку, имеет наименьшую циркуляцию и переходит с передней передачи на заднюю без сбавления оборотов (реверс). Другие моторы тоже имеют такое качество, кроме Yamaha, которому в этом случае нужно "поддать газку", причем на это тратися минимум 3 секунды, только Honda может лучше справиться с этим.

Выводы: Ознакомившись с руководством по эксплуатации и инструкциями, Вы без труда справитесь с управлением и обслуживанием мотора 15 л.с., кроме того, это значительно повысит уровень безопасности эксплуатации. Разумеется, перед началом поездки капитану необходимо немного наловчиться. Не повредят и тренировки в управлении вдали от мест отдыха людей. Хорошо подготовленному водителю 15-сильный мотор доставит больше удовольствия от управления лодкой. Для резиновых надувных лодок лучше всего подходят моторы с ручным стартером. Для данной категории лодок и по цене и по низкому уровню шумов подходит мотор Tohatsu 15. Для желающих сэкономить вес или любителям современной техники и быстрой езды рекомендуем Suzuki. Мотор Evinrude хорошо показал себя тем, что у него низкий расход топлива и относительно высокая максимальная скорость. Honda на резиновой надувной лодке - будет универсальным вариантом. Остался мотор Yamaha: тяжелый и дорогой, но обе модели: и с ручным, и с дистанционным управлением найдут своих покупателей среди приверженцев этой марки.

По материалам журнала BOOTE. Эрих Богадтке (Erich Bogadtke)